Обзор периодической печати

Уважаемые коллеги!

информация предоставлена методистом
МКОУ ДОВ ИАЦ - Корнеевой О.А.
Телефон: 35-46-08


 
В приложении к журналу «Методист» №2 за 2013 год в статье «Профильное обучение как средство реабилитации и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья» учитель А.Г. Павлов рассматривает задачи, выделенные им при обучении столярному делу  детей с ОВЗ. Процесс обучения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида навыкам трудовой деятельности, считает автор, целесообразно проводить в три этапа и оценивать результативность деятельности по пяти уровням.
Павлов А.Г. считает, что трудовое обучение  детей с ОВЗ в условиях
специальных (коррекционных) школ  VIII вида  способствует успешной  социализации детей, значительно повышает шансы выпускников найти свое место в жизни.
 

..........................................................................................................................................

В журнале «Директор школы» №3 за 2013 года рассматриваются актуальные вопросы введения инклюзии. Автор статьи Елена Петрова, кпн, доцент кафедры психологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, формулирует   общий смысл понятия «инклюзивное образование», принципы  на которых оно базируется.
Задача инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах  детям с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия касается всех участников образовательного процесса, считает автор и указывает, что введение инклюзивного образование требует специальной подготовки  педагогов в том числе иной системы  индивидуальной и дополнительной поддержки, иных принципов и процедур оценки школьников.
.........................................................................................................................................

В Приложении к журналу «Методист» №1 за 2013 года учитель -дефектолог класса «особый ребенок» Зеленогорской школы  Красноярского края в статье  «Использование  невербальных средств общения в работе с детьми со сложными нарушениями развития» делится  способами работы с «безречевыми» детьми:  вариантами упражнений, возможностями использования символики- пиктограмм, мимики и жестов.
.........................................................................................................................................

Вопросы инклюзии рассмотрены в журнале  «Социальная педагогика»  №2 за 2012 год

- Директор Центра  психолого-педагогической реабилитации и консультирования для детей с нарушением слуха и речи «Благо»,старший научный сотрудник МГППУ, кандидат психологических наук  М.Л.Любимов в своей статье «Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья»   выделяет необходимые условия для компенсации психофизических нарушений у детей с ОВЗ,  положения, на которых должно основываться инклюзивное образование.
Повышение уровня социальной комфортности всех участников интегрированного процесса значительно повысится если работа по формированию установок и норм толерантного поведения в школьном и педагогическом сообществе будет проходить организованно – со всеми и с каждым в отдельности. Для формирование толерантного  воспитания М.Л.Любимов предлагает к ознакомлению «Этический кодекс школы».

 ********************************************
- В Москве для подготовки детей с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе созданы специальные центры психолого- медико – социального сопровождения.
В статье «Инклюзивное образование: помощь детям с ограниченными возможностями здоровья» М.Л. Любимов рассказывает о деятельности таких центров, направленной на создание в образовательных учреждениях условий, необходимых  для эффективного инклюзивного образования
 ********************************************
- «Неспециальные проблемы инклюзивного образования» статья О.Г. Демичевой.
 Ольга Геннадьевна   рассматривает проблемы,  с которыми сталкиваются педагогические работники, занимающиеся  с детьми  с ОВЗ, а так же родителей, имеющих таких детей.
20% общеобразовательных учреждений к  2015 году будут готовы  беспрепятственно принять детей  – инвалидов  для обучения при реализации государственной программы «Доступная среда»

 ******************************************** 
- В статье «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы  перспективы» зав. лабориторией Института семьи и воспитания РАН, доктор социологических наук И.Ф. Дементьева отмечает рост числа детей – инвалидов. В настоящее время только среди детей школьного возраста их численность составляет 15%. За последние 10 лет численность их возросла в 4,6 раза.
Детская инвалидность обусловлена рядом причин - как от врожденных заболеваний   так и приобретенных в первые годы жизни.
 Из-за сложностей прохождения ПМПК, установления статуса многие родители отказываются от него. Дети же остаются необеспеченными медицинским и специальным обслуживанием.
Также недостаточно мест в детских садах для детей с ОВЗ.
Инклюзивное обучение дает детям – инвалидам реальный шанс на социальную интеграцию в общество и улучшение качества их жизни. При этом возможны различные формы  инклюзии с учетом высокой утомляемости  и низкой стрессоустойчивости таких детей


.....................................................................................................................



В статье «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы  перспективы» зав.лабориторией Института семьи и воспитания РАН, доктор социологических наук И.Ф.Дементьева отмечает рост числа детей – инвалидов. В настоящее время только среди детей школьного возраста их численность составляет 15%. За последние 10 лет численность их возросла в 4,6 раза.
Детская инвалидность обусловлена рядом причин- как от врожденных заболеваний   так и приобретенных в первые годы жизни.
 Из-за сложностей прохождения ПМПК, установления статуса многие родители отказываются от него. Дети же остаются необеспеченными медицинским и специальным обслуживанием.
Также недостаточно мест в детских садах для детей с ОВЗ.
Инклюзивное обучение дает детям – инвалидам реальный шанс на социальную интеграцию в общество и улучшение качества их жизни. При этом возможны различные формы  инклюзии с учетом высокой утомляемости  и низкой стрессоустойчивости таких детей
.....................................................................................................................


Фондом «Общественное мнение» с целью выяснения отношения россиян  к инклюзивному образованию в 43 регионах страны было опрошено 1500 человек. Почти половина респондентов (45%) поддержало совместное обучение детей, против выступало 35%.
52% считают, что обучение детей – инвалидов в обычных школах не приведет к ухудшению качества образования. Четверть (26%) полагают, что это негативно скажется на учебном процессе.
Большинство участников опроса (52%) уверены, что детям – инвалидам будет некомфортно учиться вместе со здоровыми сверстниками, 39% респондентов полагают, что некомфортно в этом случае будет здоровым школьникам. ( по материалам «Учительской газеты» №34 (10427) от 21 августа 2012 )
.....................................................................................................................



С выступлением А.Н. Дегтярева на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по образованию на тему «Инклюзивное образование лиц  с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» , проходившими 12 апреля 2012 года вы можете познакомиться в журнале «Администратор образования»№ 12  за 2012 год.
.....................................................................................................................

Вопросы организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются в Методических рекомендациях по организации отдыха и оздоровления детей и подростков (приложение к письму Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки от 30 марта 2012 г. №06-634), опубликованных в журнале «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности» №7 текущего года.
В Методических рекомендациях дана классификация основных категорий аномальных детей (В.А. Лапшин, Б.П.Пузанов), рассмотрены факторы, влияющие на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, идеи «педагогики здоровья», лежащие в основе оздоровительно- развивающего отдыха детей с ОВЗ и направления деятельности.
.....................................................................................................................


Журнал «Управление школой» № 6 2012 года предлагает Вам статью  к.с.н., психолога Инны Карпенковой  «Помогая учителю, поможем ученику», в которой рассматриваются проблемы, выявленные в массовой школе, куда пришла инклюзия.
Совместное обучение обычных учеников с теми, у кого есть особенности развития, еще и увлекательный и благородный, хоть и непростой, процесс
Для здоровых детей присутствие в классе «особых» сверстников также желательно, так как ребята получают возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы о тех, кто слабее.
.....................................................................................................................


В статье «Содержание программы коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы», автор Ю.В. Науменко, излагает содержание и принципы организации коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы в соответствии с ФГОС  начального общего и основного общего образования. Описывается алгоритм деятельности медико -  психолого – педагогического консилиума образовательного учреждения, который является системообразующим элементом коррекционной деятельности  массовой общеобразовательной  школы. Выделены личностные, метапредметные и возможные предметные результаты коррекционной деятельности.
С вышеуказанной статьей, опубликованной в 3 номере  журнале  «Стандарты и мониторинг в образовании» за   2012 год можно ознакомиться в МКОУДОВИАЦ

.....................................................................................................................


В статье «Организация обучения детей - инвалидов в общеобразовательной школе» автор О.А. Петртиёва рассматривает некоторые вопросы интеграции детей с ОВЗ в социум.  Исходя из собственного опыта О.А. Петртиёва делится с читателями принципами реабилитации и ее видами, которые возможны в условиях общеобразовательной школы.
С вышеуказанной статьей, опубликованной в журнале  для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образования «Управление качеством образования. Теория и практика эффективного администрирования» №4  2012 года можно ознакомиться в МКОУДОВИАЦ.  

.....................................................................................................................


По данным Минобрнауки РФ, более 200 тысяч детей - инвалидов обучается в специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Почти 240 тысяч детей с ОВЗ учатся в обычных образовательных учреждениях. Из них более 111 тысяч – в коррекционных классах. Этим ребятам надо учиться жить в обществе.
3 мая 2012 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон №46-ФЗ  «О ратификации Конвенции по правам инвалидов».
Со статьей С.Руденко «Детям- инвалидам требуются особые условия», опубликованной в «Учительской газете» № 24(10417) от 12 июня 2012 года, поднимающей вопросы инклюзивного образования,  можно ознакомиться в МКОУДОВИАЦ

.....................................................................................................................

 
В четвертом номере журнала  «Народное образование»  за  2012 год  заведующая лабораторией Института семьи и воспитания РАО  И.Ф. Дементьева рассматривает  вопросы социальной адаптации  детей- инвалидов. В статье  «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» она рассматривает московский опыт, сформированный на основе первого и единственного действующего нормативного документа – регионального закона об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, принятого в Москве в 2010 году. Надеемся, что данный опыт будет полезен всем, кто работает с детьми – инвалидами.
.....................................................................................................................

В восьмом номере журнала  «Администратор образования»  за  2012 год  в рубрике «Официальные документы»  Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России предлагает рекомендации об использовании детьми – инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования
.....................................................................................................................
В первом номере журнала  «Муниципальное образование: инновации и эксперимент»  за  2012 год  учитель начальных классов Колпакова Л.Е.  в статье «Педагогические условия сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» рассматривает  возможности  эффективной подготовки  детей с интеллектуальной недостаточностью  к  самостоятельной жизни.
Основная задача  процесса обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью заключается в подготовке его к жизни, независимой от помощи окружающих.
Эффективность педагогической работы по подготовке детей к самостоятельной жизни  зависит от ряда условий:
·        Целенаправленность и системность по развитию речи;
·        Дифференцированный и индивидуальный подход;
·        Использование дидактических и игровых приемов;
·        Стимулирование деятельности детей;
При правильной организации обучения умению общаться в эмоционально – положительном ключе  с окружающими  выпускники коррекционных классов  безболезненно адаптируются в обществе.

.....................................................................................................................


В мартовском номере  журнала «Управление школой» за 2012  год (стр.48-49) рассказывается о лечебно-педагогических программах и  инклюзивном образовании.
Целью образовательных программ лечебно-педагогического процесса является преодоление  социальной изоляции детей с инвалидностью, находящихся на домашнем обучении  либо имеющих серьезные нарушения психического здоровья, а так же развитие потенциальных возможностей  каждого ребенка с ограничением передвижения посредством  лечебной педагогики и занятий художественной терапией.
Основная задача педагогов, работающих в лечебно-педагогических классах -  помогать развитию потенциальных возможностей детей с  ОВЗ.

.....................................................................................................................


Вы можете ознакомиться с материалами периодической печати по инклюзивному образованию:

Наименование издания
Автор работы
Название работы
стр
1
Журнал для администрации школ
№2 -2010

Назаренко Ж.И.
План работы школы по формированию позитивного отношения к интегрированному обучению на учебный год

78-81
2
Управление ДОУ
№6-2010

Тема номера:
Инклюзивное образование

3
Директор школы
№ 09-2010
Е Ковалев
М.Староверова
«Инклюзия» и «интеграция»
Один в поле не воин
46-52
4
Администратор образования №2-12
Н.И.Саутенко

О дистанционном обучении детей- инвалидов
45
5
Администратор образования №2-12

Положение о государственном образовательном учреждении «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

49


...............................................................................................................

Помочь детям с ОВЗ безболезненно войти в коллектив может тьютер. Фрагменты книги «Тьютер в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы» под редакцией М.Л. Семенович, Москва, ЦППРиК «Тверской» опубликованы в журнале «Управление школой» за февраль текущего года.

Комментариев нет: