Почему ВМЕСТЕ

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья  обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении с учетом его особых образовательных потребностей
«Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждена Президентом Российской Федерации  4 февраля 2010 года).

ВМЕСТЕ со всеми
…Антон – инвалид  детства, у него детский церебральный паралич. Ему 11 лет, но он взрослее своих сверстников – не по годам серьезный, ответственный, дипломатичный. Его мама утверждает, что это результат того, что Антону многое пришлось пережить, перетерпеть, выстрадать – больницы, операции,  курсы реабилитации…  А еще Антон, ограниченный в перемещениях в своей коляске, очень много читает. Он энциклопедически образованный мальчик:  знает строение галактик, устройство компьютера и автомобиля; легко ориентируется в карте мира и древних цивилизаций; демонстрирует хорошую осведомленность в экономике и политике.
…Лера – хрупкая, белокурая девочка с огромными глазищами, увеличенными толстыми стеклами очков. Ей 9 лет,  она тонко чувствует поэзию, музыку, сочиняет стихи и сказки. У нее много подруг. Она очень легкий человечек - не способна огорчаться, ссориться. Даже когда другие дети ее обижают: из-за слабого зрения Лера замедленна в реакциях и не такая ловкая, как ее сверстники.
…Мама Димы заподозрила что-то неладное, когда ему было 2,5 года: мальчик не говорил, не смотрел в глаза, был сдержан в эмоциях, мог часами сидеть и заниматься сам с собою. После полугода пребывания в детском саду воспитатели порекомендовали воспитывать Диму дома («недетсадовский» ребенок) и показать мальчика специалистам. Врачи поставили диагноз – ранний детский аутизм. Дима занимался со специалистами по аутизму, в 4 года заговорил, а в 6 лет обнаружил необычные способности в чтении и счете – пролистав книгу, мог точно воспроизвести ее содержание и легко оперировал в уме двузначными числами. Сейчас Диме 10, и он по-прежнему может часами заниматься сам с собою - общение со сверстниками одновременно и манит, и напрягает  Диму, и для них он – очень странный мальчик.
Этих разных детей объединяет одна особенность – и Антон, и Лера, и Дима не учатся в школе, как их сверстники. Они учатся индивидуально, на дому, каждый по своей программе. Обучение в  обычной школе для них невозможно или проблематично. Поэтому в их же интересах школа «приходит» к ним домой. Правда, Лера может учиться в специальной школе – для детей с нарушениями зрения, но эта школа находится на противоположном конце города, и добираться до нее каждый день Лера не в состоянии.
Лишенные возможности учиться в обычной школе вместе со сверстниками, все трое больше всего хотят именно этого! Потому, что это естественно – быть вместе со всеми, делать общие дела, обмениваться мыслями и чувствами, учиться друг у друга.
И чтобы это стало возможным, должна измениться сама школа – стать более гибкой к особым нуждам этих детей, к их особенностям. Необходимо измениться всем нам. И для начала вспомнить о том, что дети должны учиться вместе!


ВМЕСТЕ ради детей
Как обеспечить интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и соответственно – с особыми образовательными потребностями – в обычные школы? Какие условия необходимо создать, чтобы эти дети могли обучаться наряду со сверстниками по государственным стандартам? Как учесть при этом их реальные возможности? – На эти и другие вопросы призвана ответить организация инклюзивного (включенного) образования в российских школах.
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья – процесс внутренне противоречивый, многоплановый, экономически затратный. Успех этого нового стратегического направления социальной и образовательной политики зависит от  объединения усилий государства и общества, педагогической и родительской общественности, от продуманности и взвешенности предпринимаемых шагов.
Для реализации идеи инклюзивного образования в Туле по решению управления образования администрации города разработан проект организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях г.Тулы. Инициатором проекта стал муниципальный центр психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр», который более 10 лет работает с детьми с аутистическими нарушениями. Инновационными площадками проекта и его ресурсными центрами определены 6 общеобразовательных учреждений города: лицеи №2 и №4, гимназия № 20, школы №№ 51, 63, 71.
Проект организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях г.Тулы призван положить начало этому процессу в системе образования города и за четыре года создать организационно-методические и материально-технические основы инклюзивного обучения. Для его осуществления потребуется объединение усилий различных организаций – и бюджетных, и общественных, поскольку требуется глубокая перестройка системы образования. Необходимо создать в школах доступную, безбарьерную среду, адаптивную к возможностям детей с особыми потребностями; обучить педагогов школ и специалистов системы сопровождения подходам и методам работы  с детьми, имеющими различные нарушения развития; создать условия для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями развития в среде сверстников и др.
По опыту ряда регионов России, которые уже приступили к организации инклюзивного образования и достигли определенных результатов, наиболее действенным и эффективным является объединение усилий системы образования, родительских общественных организаций, бизнес-сообщества, некоммерческих и благотворительных организаций. Поэтому приглашаем заинтересованных партнеров, частных лиц и руководителей учреждений, предприятий, организаций принять участие в реализации проекта организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе мы может сделать многое для наших детей!

Комментариев нет: