МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ

Уважаемые коллеги.





 Представляем вам содержание семинаров  прошедших в 2013-2015


"СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ(РАС, СИНДРОМ ДАУНА)"





"СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"





"СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ"





"СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"




"СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"




"РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ".




Тема 8.
   Я У СЕБЯ ОДНА?




Тема 6.
   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ 
или
как "не сгореть" на работе.




Тема 5.

  МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОНИМАНИЕ.
КОНФЛИКТ - ЦЕЛЬ, УСЛОВИЕ ИЛИ СРЕДСТВО?







Тема 4.

  САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР, НАЧАЛЬНИК, РОДИТЕЛЬ.




Тема 3.

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРИГОДНОСТЬ, СПОСОБНОСТИ, ТАЛАНТ СЛУЖБЕ.


Тема 2.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ 
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ.


Тема 1.

ПОЗИТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ - КЛЮЧ К ЛИЧНОМУ УСПЕХУ


 «РАЗВИТИЕ     ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ    КОМПЕТЕНЦИИ    ПЕДАГОГОВ»



Тема 6.



ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ 



ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Тема 5.



СТРЕСС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ





Тема 4.



ВОЛЕВЫЕ, РЕГУЛЯТИВНЫЕ АСПЕКТЫ 



КОМПЕТЕНТНОСТИ
















Тема 3.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ




Тема 2.

Эмоциональные аспекты компетентности






*************************************************






Тема 1.



МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ 















******************************************************************
Завершающий семинар в 2012-2013 учебном году

  Содержание седьмого семинара из цикла

 обучающих практико-ориентированных семинаров для организаторов (координаторов) инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
дата проведения 18.04.2013 года
ТЕМА 7.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ















.....................................................................................................................................










                  Содержание шестого семинара из цикла

 обучающих практико-ориентированных семинаров для организаторов (координаторов) инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения.


дата проведения 14.03.2013 года


ТЕМА 6.


РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
 




...........................................................................................................................................

        Содержание пятого семинара из цикла

 обучающих практико-ориентированных семинаров для организаторов (координаторов) инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения.


дата проведения 28.02.2013 года


ТЕМА 5.


ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 


.................................................................................................................................................................

Содержание четвертого семинара из цикла
 обучающих практико-ориентированных семинаров для организаторов (координаторов) инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
дата проведения 24.01.2013 года

ТЕМА 4.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
 


АДАПТАЦИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ      ПРОГРАММЫ   ДЛЯ   ДЕТЕЙ   С   ОВЗ.
Некоторые рекомендации по адаптации обучения детей с ОВЗ в
общеобразовательных школах.
Книги
ü    Обеспечить альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими для прочтения (для коррекционных школ).
ü    Обеспечить по возможности аудиозапись текста учебника, чтобы ребенок мог слушать пленку и следить за текстом.
ü    Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
ü    Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с содержанием.
ü    Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
ü    Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
ü    Желателен текст с иллюстрациями.
ü    Перед чтением текста познакомьте ребенка с последующим заданием, которое он будет выполнять.
ü    Разделяйте текст на небольшие смысловые части.
ü    В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
ü    При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться содержанием.
ü    Вопросы и задания по тексту должны быть конкретными, четкими, на понимание фактической информации.
ü    Тексты учебников адаптируются дефектологом, учителем-предметником, тьютором совместно.
Планирование работы в классе
ü    Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
ü    Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребенок диктует ответы на магнитофон.
ü    Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
ü    Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
ü    Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
ü    Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
ü    Предусмотреть работу в парах, в группах.
ü    Изменяйте правила, которые ущемляют права ребенка.
ü    Предлагать четкие алгоритмы для работы.
ü    Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.
ü    Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.
ü    Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если он находиться в состоянии стресса.
ü    Обязательное использование наглядных средств.
ü    В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
ü    Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.
ü    Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
ü    Избегать давать задание на переписывание.
ü    Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.
ü    Группируйте похожие задания вместе.
Формулировка заданий
ü    Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
ü    Задание должно быть кратким, конкретным,  одним глаголом.
ü    Просите ребенка повторить задание.
ü    Задание можно формулировать в несколько этапов.
ü    При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)
ü    Формулируя задание, стойте рядом с ребенком.
ü    Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
Оценка
ü    Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
ü    Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
ü    Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
ü    Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.
ü    Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
ü    Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).
ü    Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.
..............................................................................................................
Содержание третьего семинара из цикла
 обучающих практико-ориентированных семинаров для организаторов (координаторов) инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
дата проведения 20.12.2012 года

ТЕМА 3.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ










...................................................................................................................
Содержание второго семинара из цикла
 обучающих практико-ориентированных семинаров для организаторов (координаторов) инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
дата проведения 29.11.2012 года

ТЕМА 2.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.


.................................................................................................................
Содержание первого семинара из цикла

 обучающих практико-ориентированных семинаров для организаторов (координаторов) инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города, учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
дата проведения 25.10.2012 года
ТЕМА 1.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
 Основные этапы практического индивидуального  психолого-медико-педагогического сопровождения   интегрируемого ребенка в общеобразовательном учреждении
1. Выявление и анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума).
2. Определение возможности интеграции конкретного ребенка, условий и форм интеграции.
3. Составление плана интегрированного обучения, включая:
определение вида и объема необходимой коррекционной помощи (образовательной, медицинской и др.);
частота, время и место оказания специальной коррекционной помощи специалистов;
оказание дополнительной специальной помощи.
4. Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к интегрированному обучению (в условиях общеобразовательной школы (ПМПк):
  с ребенком и его родителями;
  с родителями, обучающимися и педагогами массовой школы.
5. Разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка (ПМПк общеобразовательной школы).
6. Организация и реализация образовательного процесса интегрированного обучения (в условиях общеобразовательной школы).
7. Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции.
8. Оценка результатов обучения (совместно специалистами ОПМПК и образовательного учреждения).
9. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса интеграции.
10. Анализ перспективы дальнейшего развития интегрируемого ребенка.
  
Индивидуальная образовательная траектория  -  обладает наиболее широким значением, предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Направления реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальный образовательный маршрут -  целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
 Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
Индивидуальный образовательный план - документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках школы. ИОП является «материальным» отражением деятельности  Психолого-медико-педагогического консилиума по разработке и реализации индивидуального  образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в конкретном образовательном учреждении.
Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы  реабилитации ребенка-инвалида, рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и  детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
НОРМАТИВНО–ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования
Международная:
1. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года.
2. Декларация ООН о правах инвалидов, провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года.
3. Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принята 3 декабря 1982 года.
4. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года.
5. Всемирная декларация об образовании для всех, принята в Джонтьен, 1990 г.
6. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года.
7. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, принята в Саламанке, Испания, 7–10 июня 1994 г.
8. Дакарские рамки действий, приняты Всемирным форумом по образованию в 2000 году.
9. Конвенция о правах инвалидов, Проект резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007.
Федеральная:
1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).
2. О порядке и условиях признания лица инвалидом – Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. Постановления правительства РФ от 07.04.2008 № 247).
3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Приложения № 2 и № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н.
4. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 535).
5. Об образовании – Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009).
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года – Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
7. Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.).
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).
9. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6.
10. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях – Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23-03.
11. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении – Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666.
12. О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития – Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2887-6.
13. Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект – Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6.
14. Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии – Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95.
15. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения) – Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6).
16. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.
17. Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования – Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009
18. О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях – Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. № 1.
19. Методические рекомендации о деятельности 10–12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой – Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6.
20. Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 281.
21. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования –Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
22. О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам (вместе с Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждениям для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания) –Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2009 г.
23. Национальная образовательная инициатива Наша новая школа –Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271.
 Региональные:
1.Закон Тульской области о защите прав ребенка. Принят Тульской областной Думой  24 сентября 2009 года (в ред. Законов Тульской области от 06.02.2010 N 1399-ЗТО, от 25.02.2010 N 1419-ЗТО, от 04.10.2010 N 1485-ЗТО, от 10.11.2010 N 1500-ЗТО, от 07.02.2011 N 1541-ЗТО). Статья 18. Защита прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
  
Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах   федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50). Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья.
ИОП обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ рекомендуется закрепить локальным нормативным актом, – Положением об индивидуальной образовательной программе – который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.
Индивидуальная образовательная программа, разрабатываемая специалистами образовательных учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения.
РАЗРАБОТЧИКИ И УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.                     Классный руководитель. 
2.                     Педагог-психолог, учитель-логопед. 
3.                     Зам.директора по УВР. 
4.                     Директор. 
5.                     ПМП консилиум.  
6.                     Родитель (законный представитель). 
7.                     Учителя-предметники. 
8.                     Педагог дополнительного образования.

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.     Титульный лист.
2.     Пояснительная записка.
3.     Индивидуальный учебный план.
4.  Годовой календарный график.
5.  Содержание программы, включающее образовательный, коррекционный, воспитательный компоненты.
6.  Планируемые результаты реализации индивидуальной образовательной и рекомендации на новый учебный год.
АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.  Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта, содержания примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана.
2.  Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3.  Определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы.
4.  Четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы.
5.  Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.
6.  Определение содержания индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности. Описание способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.
7.  Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.
8.  Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников  (куратора, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.
9.  Определение  критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы;  форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.


Шаблон индивидуальной образовательной программы
1.                  Титульный лист
Полное название образовательного учреждения
«Согласовано»
Родитель…
Дата
«Утверждаю»
Директор школы…
дата
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
учащегося ____ класса
____________________
(фамилия, имя)
Возраст: ______ лет
Ответственный за реализацию программы:
____________________________
(ФИО специалиста)
Населенный пункт, год
Индивидуальная образовательная программа на 2012-2013 уч.г.
1.                  Титульный лист,  который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа может быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума.
2.         Пояснительная записка,  в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем  сформированных умений и навыков  и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
3.         Индивидуальный учебный план, годовой календарный график   Данный структурный компонент имеет место, если в индивидуальной программе содержится знаниевый компонент по предметам и учебным областям. Например, при проектировании индивидуальной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в форме индивидуального обучения на дому, в форме экстерната.
4.         Содержание программы
Ф.И. ученика ___________________________________________________ класс _____
Направление работы
Цели задачи
Формы, приемы, методы работы
Ожидаемый результат
Требования к реализации программы *
Образовательный компонент (учитель  - предметник)
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету
Коррекционный компонент (психолог/логопед/педагог ЛФК/ врач/ учитель – предметник**)
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.
Воспитательный компонент*** (классный руководитель/ воспитатель/ педагог доп.образования/ родитель)
Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
* В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы.
** Фиксация начального уровня по предметам (учителя-предметники ОУ)
Курс
Направления работы, используемые приемы
Промежуточный контроль
Итоги деятельности
Ответственный
*** Описание социальной среды, характера, проблем
·                     Фиксация проблем, которые реально изменить
·                     Поставленные задачи
·                     Средства: включение в работу школы и т.д.
·                     Ответственный, срок
·                     Предполагаемая частота расширенного обсуждения ситуаций по обучению и социализации данного ребенка всеми, кто в этом задействован
·                     Рекомендации по социализации
5. Результаты реализации индивидуальной образовательной и рекомендации на новый учебный год. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.

Комментариев нет: