Обмен опытом


Уважаемые коллеги!

В марте 2014  года завершился  второй цикл семинаров для педагогов по развитию навыков конструктивного взаимодействия "Развитие навыков конструктивного взаимодействия в педагогической среде" в рамках проекта инклюзивного образования.

Участники поделились впечатлениями, заполнив предложенные анкеты...

Приводим выдержки из анкет:

- Цикл семинаров был очень интересный, полезный. 
- Позволил узнать себя лучше.
- Полученная информация способствовала улучшению профессиональной жизни.
- Полученная информация по методикам поведения с большим успехом применяется на практике.


****************************************************************************

В первом полугодии 2013-2014 учебного года завершился  первый цикл семинаров для педагогов по развитию навыков конструктивного взаимодействия "Развитие навыков конструктивного взаимодействия в педагогической среде" в рамках проекта инклюзивного образования.



Участникам семинара, а в их состав входили - заместители директоров, учителя предметники, учителя начальных классов, социальные педагоги, педагоги-психологи -  были предложены анкеты, выдержки из которых мы предлагаем вашему вниманию:

Был ли для Вас полезен семинар-тренинг? Что Вы получили в результате обучения?
- очень полезен!!!
- очень интересный и полезный семинар, в результате которого  были получены знания успешного разрешения конфликтных ситуаций.
- полезные рекомендации по правилам поведения в конфликтной ситуации.
- нужный теоретический и практический семинар
- много полезной и нужной информации
- много полезных и практических советов
- все рекомендации буду использовать в работе и личной жизни
- полученные знания понадобятся в профессиональной деятельности, так как очень часто приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями, которые порой очень сложно решаются

Какая тема была наиболее актуальна? 
- Психологическая самооборона
- Навыки эффективного управления личной и профессиональной жизнью
- Конфликтные ситуации, методы их разрешения
- Манипулирование в общении
- Стрессоустойчивость

Достаточно ли доступно изложен материал?
- очень доступно, интересно и ВАЖНО!!!

Какие темы были бы интересны в будущем? 
- Личностные отношения:  ребенок - родитель
- Учительское кредо
- Имидж учителя
- Взаимоотношения в школьном коллективе
- Разрешение конфликтов с родителями учащихся
- Работа со "сложными детьми"

Ваши пожелания ведущему.
- Творческих успехов в работе
- Продолжения цикла семинаров
- Спасибо за теплое общение и сотрудничество
- Успехов в работе! Новых творческих планов и идей





******************************************************************
Забытое … новое…5

Заметки бывшего заместителя директора
бывшего «Детского центра»
об обучении и социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья»
(все имена детей изменены)



Класс, в котором все дети (хоть их только 10) больны ДЦП, очень сложный.
         Уже с первого класса здесь было введено предметное обучение. Во-первых, очень большая подготовка для учителя. В тот период не было ксероксов, компьютеров и поэтом все приходилось делать руками.
 Прописи у детей были самодельными и отличались друг от друга. Это было связано с тем, что и темп работы каждого отдельного ученика был разный. Программа, тема урока совпадали, а задания были разные.
Во-вторых, хотелось, чтоб к детям приходили разные люди. Чтоб не одна «своя» тетя учила их. Таким образом, к ребятам за день приходили до 4 разных учителей. Письмо и чтение – один, математика - другой, театр- третий. Затем приходили воспитатели. Во второй половине дня  - ЛФК, или рисование, или логоритмика. И  дети привыкали, что люди все разные. И  у них разные темпераменты, голоса..
Как - то на урок без предупреждения пришла инспектор. Большая умница, но не работавшая с детьми с ОВЗ. Урок проводила молоденькая учительница. Я пришла в этот класс позже. Ведь в Детском центре было 5  детских садов! И  невозможно быть везде и сразу. Работала по циклограмме.
Потом инспектор говорила мне, что дети не умеют сидеть. А у нас действительно был мальчик, который писал левой рукой. Для письма ему надо было упираться левым коленом в пол или скамеечку.
Инспектор говорила, что в детских тетрадях грязно. А мы - то радовались, что наши ребята стали писать, почти попадая на линеечки. Но для нас, педагогов,  самым  главным было то, что  они писали правильные ответы.
Прошло время, и наша проверяющая изменила свое мнение о классах коррекции. Ведь в классе не было ни одного неуспевающего.
Ученик Андрей, страдающий ДЦП, никак не мог попадать в клеточки. Мы помогали ему. А контрольные работы, тогда их часто писали на двойных листиках,  писали под его диктовку. Я посоветовала родителям купить (тогда говорили «достать») печатную машинку. Сейчас думаю, что с помощью компьютеров, мягкой клавиатуры письмо детей с такими заболеваниями будет проще. По крайней мере, буквы будут красивые, а строчки - ровные. Пусть даже такая мелочь не будет травмировать детей! 
         Прошло почти два десятка лет. Техника шагнула вперед. Думаю, что современные техническое оснащение  поможет детям с ограниченными возможностями здоровья в усвоении программного материала.
Самое главное, на мой взгляд, чтобы дети с ОВЗ не были изолированы от общества. И общество в свою очередь знало их проблемы, трудности и помогало в их преодолении.


О. А. Корнеева,
бывший заместитель директорабывшего «Детского центра»


............................................................................................................................................


Забытое … новое…4


Заметки бывшего заместителя директора
бывшего «Детского центра»
об обучении и социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья»
(все имена детей изменены)



Особенности Детского центра состояли в том, что он располагался в зданиях детских садов. Все  это двухэтажные здания, что очень удобно для детей,  имеющих проблемы с передвижением.
 Кроме того,  детские сады изначально имеют два поручня на лестницах. А это тоже очень удобно. Это дает возможность детям с особенностями здоровья передвигаться с  большим комфортом. И, конечно же, рассчитанный на разный рост детей, двойной поручень облегчает  передвижение по лестничным маршам  ребяткам как высоким, так и имеющим маленький рост.
Следующая особенность состояла в том, что дети, обучающиеся в одном классе, изначально были знакомы друг с другом почти все. Поэтому педагоги еще до первого сентября знали особенности детей. Новенькие, приходившие в Детский центр дети,  тоже не были обделены вниманием.
Медицинские карточки тщательно изучались. Были случаи, когда мы, педагоги, просили родителей принести медкарточку ребенка  из поликлиники.  Нет, конечно же, мы не лечили своих воспитанников, этим занимались сотрудники НПЦКНН. Мы искали причины поведенческих изменений. Хотя обычно родители, прежде чем привести к нам ребенка, приходили и советовались.
Узнав особенность новенького необходимо подготовить детей класса. Поверьте, не стоит прятать за длинными волосами слуховой аппарат - его дети увидят сразу же. Сразу же поймут, что это болевая точка. Лучше, если вы знаете не только слабую, но и сильную строну ребенка. Это надо сразу показать  учащимся, указать при знакомстве с классом.
С одним учеником, страдающим  ДЦП,  я играла в шахматы. Поверьте,  у заместителя директора такого большого и сложного учебного заведения  немало работы. Но игра в шахматы было его коньком.
Конечно же, приходилось играть и с другими детьми, чтоб не выделить этого. На перемене с шахматной доской подмышкой мальчик подходил ко мне и гордо  спрашивал « Сражнемся?». А сзади стояли дети  и ждали моего ответа. Когда мы играли большинство мальчиков «болело» за него, за меня «болели» девочки.
Один наш воспитанник –  увалень, ДЦП, «каша во рту»,  очки в толстенной оправе, но умница редкая. К нему обращались по поводу истории, исторических фактов. Напомню, что в то время  школы не оснащались компьютерами, Интернет был сказкой. Так вот мальчик прекрасно знал историю, мастерски владел энциклопедиями, легко находил и выдавал исторические справки. Конечно же, мы,  педагоги проверяли все найденное им, но дети об этом не знали.
Все приведенное мной только крохи того, что мы делали, того, что делали  педагоги, сплачивая коллектив, воспитывая и обучая детей с разными возможностями.
Я не говорю сейчас о медицинской стороне, это делали медики- профессионалы.  Разговор только о педагогической части обучения  детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ не имеют возможности зарекомендовать себя как спортсмены. Мы придумывали конкурсы, игры, коллективные дела в которых могли принять участие все. Например, конкурс костюмов из бросового материала.
Те мои читатели кто постарше помнят треугольные пакеты из - под молока. Так вот и они  шли на наряд. И не важно, что модель прихрамывала. Костюм- то был оригинальный!
Или конкурс шляпок. В каких только головных уборах не появлялись ребята на конкурсе. Но самое главное, принять участие могли все ребята.  Конечно же, педагоги помогали и стимулировали, и советовали.
Игра по станциям - это замечательная возможность каждому проявить себя. Дети разбивались на команды и переходили от одной станции к другой.
Задания на станциях продумывались так, чтобы каждый мог проявить себя, принять участие, заработать баллы (или очки) для команды.
         Формы вовлечения детей с ОВЗ были различные. Не все удавалось, конечно. Были и конфликты в детской среде и ссоры.
Однако все дети знали, что мир для них как бы не выглядели они, знали что каждый ребенок самоценен и любого воспитанника в Детском центре любят и ценят.



О. А. Корнеева,
бывший заместитель директорабывшего «Детского центра»



........................................................................................................................................




Забытое … новое…3

Заметки бывшего заместителя директора
 бывшего  «Детского центра»
 об обучении и социализации
 детей с ограниченными возможностями здоровья»
(все имена детей изменены)

Медалька
Когда мне предложили написать заметки об организации работы Детского центра, как то подумалось, что документы почти не сохранены. В памяти ничего не осталось. Восемнадцать лет немалый срок!
Однако, оказавшись за компьютером, вспомнилось вдруг то замечательное время. Да так как будто было все вчера.
Не просто так написала я про замечательный период моей жизни. Ведь в тот период можно говорить и о другой стране, о другой системе образования, о соверше6нно ином материальном обеспечении.
Самая большая ценность этого периода в том, что был сформирован ДУХ. Дух позитивизма, милосердия и доброты.
Пропитаны этим духом, этой идеей были не только педагоги, но и  дети, и их родители.
Не успела я написать в  перовой части своих заметок о необходимости разыскать этих ребят, как первая встреча уже свершилась.
 В переполненном троллейбусе подходит ко мне симпатичная женщина, справляется,  не узнаю ли я ее?
Я не стала прибегать к уловкам. Не помню, конечно. Женщина называет мне фамилию своего сына. Имя его уже я сказала сама. Маму не помню. А мальчика, допустим Сережу, помню хорошо, несмотря на то, что это было в 1999 году.
У Сережи был лицевой порез. Он плохо слышал, ходил со слуховым  аппаратиком.
Где он? Что делает?
Мальчик закончил  общеобразовательную школу, продолжает обучение в университете в Москве. Я, конечно же, спросила в каком. Но не помню ответа мамы. Не в этом суть.
«Медалька» заключается в том, что спустя столько лет его матери захотелось подойти ко мне и сказать слова благодарности. А ведь я была только заместителем директора. Не учила его как учитель, не была классным воспитателем. Не возглавляла образовательное учреждение.
Если в душе матери ребенка с особенностями в развитии спустя столько лет сохранилось тепло (нет, не ко мне!) к тому  способу обучения и воспитания, значит процесс был организован на тот период правильно!
Так в чем же заключалась особенность организации воспитания и обучения учащихся в школе с детьми, имеющими особенности в развитии?
 Это и будет темой для продолжения разговора.

О. А. Корнеева,
бывший заместитель директора  бывшего «Детского центра»

........................................................................................................................................


Забытое … новое…2




Заметки бывшего заместителя директора
 бывшего  «Детского центра»
 об обучении и социализации
 детей с ограниченными возможностями здоровья»
(все имена детей изменены)
Ну, допустим, Ваня

         Ваня был слеп от рождения… когда его мама, (вот светлый человек!) обратилась к нам в Детский центр, нам стало чуть не по себе. Как, совсем слепой! Но мама настаивала. Ведь жить - то он будет в этом обществе! Помогите!
Благодаря этой семье я познакомилась с библиотекой для слепых, удивительными людьми, работающими там  и необычными книгами.
Сейчас даже в продаже я видела подобные книги, но это было 18 назад! Не только книг для слепых, обычных не было. Мы с педагогами ездили в Москву и на себе привозили учебники. Сейчас даже трудно представить, что в тот период не было маршрутных такси отправляющихся каждые пол часа в столицу. Везли учебники на себе на электричке.
Но вернемся к Ване.  Конечно,  прежде чем взять слепого ребенка на обучение,  нам надо было определиться с педагогами. В штате был дефектолог. Татьяна Александровна прошла курсы и имела сертификат, дающий ей право преподавания по методу слепого письма, метод Брайля.
Обучение было построено таким образом, что мальчик присутствовал на всех уроках, которые ему, в силу  возможностей, были доступны.
         На уроках изобразительной деятельности, на физкультуре его обучал специалист методу слепого письма. Все необходимое для этого в «Детском центре» уже было.
Тут надо сказать об удивительной его памяти - Ваня схватывал на лету. Я, например, для того чтобы осуществлять контроль, тоже попыталась  изучить этот метод. Но, то ли пальцы были не так чувствительны, то ли не было такой острой необходимости, так не смогла. Педагог Вани сказала, что мне мешало зрение.
Но, так или иначе, Ваня вскоре мог писать на уроке вместе с классом, успевая осваивать весь  программный материал.  Благодаря своей памяти Ваня прекрасно занимался английским языком, замечательно пел.
Мальчик был охвачен и дополнительным образованием, принимал участие в художественной самодеятельности. Помню, сшили Ваньке матросский костюмчик для концерта. Представляете, он выбрал песню о том, что хочет быть впередсмотрящим на корабле… Он пел, а вокруг него танцевали девочки. Эти танцовщицы и выводили своего солиста на сцену, и помогали ему ее покинуть..
Все Ванины одноклассники, все учащиеся «Детского центра» знали, что у мальчика проблема со зрением. Каждый был рад ему помочь пройти по коридору, по лестнице. Вначале его водила мама, но потом ее присутствие в образовательном процессе нашего учреждения стало НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.
Конечно же мальчик баловался, как и все дети, и капризничал. Но ему не делалось исключений. Он был как все. Как  одна капля большого светлого озера под названием Детский центр.
О. А. Корнеева,
бывший заместитель директора  бывшего «Детского центра»


........................................................................................................................................
Забытое … новое…


Заметки бывшего заместителя директора
 бывшего  «Детского центра»
 об обучении и социализации
 детей с ограниченными возможностями здоровья»
(все имена детей изменены)

         В обществе всегда были люди, отличающиеся от других.  И отношение общества к ним всегда было неоднозначное.
 Особенно жестокой всегда была детская среда. «Очкарик», «глухарь»- это еще не все прозвища, которыми награждали детей с особенными внешними данными, сейчас говорят с ограниченными возможностями здоровья. Насмешки, порой доходящие до издевательств, дистанцировали таких детей, отдаляли от сверстников, делали замкнутыми.
 В детском сообществе сформировывалось пренебрежительное отношение к ним, отторжение: с ними не хотели играть, порой даже сидеть за одной партой.
Государством создавались детские сады и школы для детей с различными отклонениями в здоровье. Это, конечно, очень хорошо, т.к. создавалась материальная база, формировался педагогический состав, куда включались  и специалисты – дефектологи, логопеды, сурдологи и другие, в зависимости от вида учебного заведения. Детская среда в таких образовательных учреждениях была однородная. Атмосфера исключала конфликты.
 Однако, в общество эти ребята не были социализированы и проблемы «включенности» в социум не были решены.
 В 1994 году в Туле создается  детское учреждение с необычным названием - «Муниципальное образовательно - оздоровительное учреждение для детей с дошкольного и младшего школьного возраста «Детский центр», основателем и директором которого становится Ветрова Людмила Васильевна. Оздоровительное направление осуществлял Научно – практический центр клинической нейрофизиологии и нейрореабилитации (НПЦКНН), директор  Жеребцова Валентина Александровна.
Структура «Детского центра»  представляла собой объединение пяти детских садов, расположенных территориально близко друг от друга, на базе которых были открыты начальные классы. Два детских сада были специализированные: один детский сад  для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, а другой -  для детей с нарушением слуха.
Всего в «Детском центре» было 12 классов.
 В «Детский центр» принимались ВСЕ дети, не имеющие задержки в интеллектуальном развитии. Конечно же, открытие такого образовательного учреждения стало возможным в силу незаполненности детских садов, которые зачастую были полупустые.
В тот период предметы учебного плана, программы и учебники  выбирались образовательными учреждениями самостоятельно. В учебном плане «Детского центра» кроме традиционных предметов,  были и такие как «Театр», «Экология», «Валеология». Включение этих предметов было вызвано необходимостью формирования у детей «экологичного», как мы говорили, мышления. Сейчас, по прошествии почти 20 лет,  чаще говорят о толерантности.
На первом этапе в двух детских садах были созданы классы- комплекты     и в двух - классы коррекции, с меньшей, как и положено,  наполняемость. Включение детей с ОВЗ шло через систему воспитательных мероприятий.   Один из основных  воспитательных  методов -  коллективное творческое дело (КТД).
Были, кстати,  в тот период у нас дети, которые обучались на дому, в силу того,  что передвигаться без посторонней помощи им было затруднительно. Этих детей приводили в образовательное учреждение в определенные дни  для обучения в классе на некоторые предметы и обязательно на праздники, массовые мероприятия.
Как - то мне сказали, что мы воспитываем жалость. На что я ответила, «Воспитаем жалость, взрастим сострадание - получим милосердие». Так    что воспитание милосердия, заботы и чувства ответственности было в Детском центре на первом месте.
Сейчас мне как раз и кажется, что милосердия у нас в обществе меньше всего. Именно поэтому общественность  и волнуют вопросы инклюзивного образования.
 О том, как шло «включение» отдельных детей в образовательный процесс «Детского центра», о причинах его реорганизации я расскажу в следующих  главах.


О.А.  Корнеева,
бывший заместитель директора  бывшего «Детского центра»


............................................................................................................................




Опыт психолого-педагогического сопровождения детей с аутистическими расстройствами в общеобразовательных учреждениях города -
 презентация Варфоломеевой С.В.,
 руководителя службы ОЛПиА "Валеоцентра"

Комментариев нет: